Остаться на плаву

Адриан ШОФИЛД, Вашингтон
Авиатранспортная отрасль стремительно проваливается вниз — по всему миру, во всех сегментах рынка. Единичные истории успеха никого не могут обмануть: кризис усугубляется. такова безрадостная картина, складывающаяся из анализа традиционного ежегодного рейтинга наиболее эффективных мировых авиаперевозчиков, составленного журналом AVIATION WEEK.
Если основным лейтмотивом прошлогоднего рейтинга было элементарное выживание авиаперевозчиков, в нынешнем году эта тема стала еще более насущной. Как бы плохо ни приходилось авиакомпаниям год назад (в основном из-за галопирующих цен на нефть), все это были цветочки по сравнению с рухнувшим спросом на перевозки, с которым они столкнулись теперь.
Учитывая изменившийся характер проблем, стоящих перед авиакомпаниями, в этом году рейтинг перевозчиков делает особый упор на ликвидности. Этот фактор, по мнению составлявших документ экспертов, — наилучший индикатор способности той или иной авиакомпании пережить кризис сравнительно малой кровью. Но одной ликвидности для этого мало: не менее важную роль будет играть инвестиционная стратегия бизнеса. Как бы рискованно это ни было в текущей ситуации, грамотно проведенное поглощение все еще может оказаться очень выгодным предприятием.

В этом году в рейтинг включены зарегистрированные на бирже авиакомпании, имеющие, по мнению экспертов, наилучшие шансы пережить глобальную рецессию и резкие колебания цен на топливо. Общее количество баллов каждого перевозчика складывается из следующих пяти параметров:

  • · Ликвидность (30%), вычисляемая как соотношение денежных средств и быстро реализуемых активов с потребным объемом текущих операционных расходов; учитываются также и другие факторы, в том числе кредитоспособность.
  • · Финансовое положение (30%), основанное на оценке платежеспособности, отношения текущих активов к обязательствам, коэффициента покрытия фиксированных затрат и ряда других параметров.
  • · Доходность (20%), основанная на оценках ряда значений роста доходности и качества доходов на протяжении определенного отрезка времени.
  • · Управление затратами на топливо (10%), вычисляемое как отношение движения денежных потоков и изменения в ликвидности и платежеспособности в годовом исчислении к среднегодовой цене на реактивное топливо.
  • · Коэффициент оборачиваемости активов (10%).
Читайте также:  Авиакомпания Lufthansa заплатит

Рейтинг составлен по результатам операционной деятельности авиакомпаний по итогам финансового года, окончившегося не позднее 31 марта 2009 г. Первичные данные предоставлены компанией Standard & Poor’s (как и Aviation Week, входит в The McGraw-Hill Companies).